Smart Reading
Книжный тренер

Отрывок саммари “Стратегия жизни”, Клейтон Кристенсен:

“Все мы хотим быть счастливыми. Исследования в этой области показывают, что человеку недостаточно материального благополучия или успешной карьеры. Особенно ярко это проявляется при общении с людьми, достигшими общепризнанных вершин. Тривиально, но «богатые тоже плачут».
 
И на пике карьеры, обернувшись на пройденный путь, человек видит отставших по дороге некогда близких людей, бывших супругов и друзей, не желающих общаться детей. А ведь карьерист хочет «как лучше», полагает, что, соглашаясь на сверхурочные, беря работу домой, отказываясь от отпусков, делает это не только и не столько ради себя, но и «чтобы семье было хорошо».
 
Ловушка ждет и тех, кто просто выбирает сиюминутную выгоду, занимаясь не тем, что хочется и интересно, а ориентируясь только на количественные финансовые показатели. Яркую картинку несчастливых успешных людей Клейтон демонстрирует на примере выпускников Гарвардской школы бизнеса — интеллектуальной и деловой элиты.
 
Есть ли выход? Автор обнадеживает, но не дает пустых обещаний, экстраполирует опыт менеджмента на человеческую жизнь, показывает, как похожи причины успеха и неудачи коммерческого предприятия и семейной пары или отдельного человека.
 
Клейтон Кристенсен утверждает, что стратегия, принципы принятия правильных решений идентичны для бизнеса и частной жизни. Как это работает, Клейтон показывает на примерах, а также использует теории, разработанные бизнес-аналитиками, для рекомендаций по воспитанию детей и созданию семейной культуры.
 
Универсальные методы (по Клейтону Кристенсену) предполагают:
— Главенство теории над накоплением опыта;
— Отказ от простых решений, игнорирующих влияние сложной совокупности факторов;
— Единство методик и рекомендаций для разных областей (бизнеса, финансов, менеджмента, межличностных связей, воспитания детей);
— Недостаточность только материального стимулирования;
— Следование принципам, в том числе вопреки сиюминутной выгоде. 
 
Стратегия жизни (счастливой!) требует учета одновременно нескольких факторов, внимательного, осознанного выбора вариантов и последовательности в действиях. Самые важные из этих параметров, сформулированных Клейтоном Кристенсеном, изложены в саммари.
 
По мнению автора книги, создание любой стратегии — в бизнесе, на работе, в личной жизни — является универсальным процессом и имеет универсальные принципы. Клейтон Кристенсен предлагает применить успешные бизнес-подходы к формированию стратегии жизни.

 

Карьера, приносящая радость

Счастье начинается с планирования. Т. е. понимания того, чего вы хотите. На чем основывать планы? Что важнее: опыт или абстрактное мышление? Невозможно строить планы на будущее только на основе прошлого, собирая максимальное количество доступных данных. Чтобы не просто мечтать, а планировать, нужны теоретические сценарные построения в формулировках «если A, то B, а если не A, то либо C, либо D». Теории становятся фактически инструментами, которые помогают достичь поставленных целей (и на работе, и дома).
 
Так люди, видя летающих птиц, делали себе крылья из перьев. Но этого обобщения наблюдаемого опыта оказалось недостаточно, тем более примеры летучих мышей и страусов его опровергают. Первые авиаторы не понимали истинных причинно-следственных связей, опирались только на внешнюю корреляцию. Создание летательных аппаратов стало возможным только после открытия в XVIII веке «закона Бернулли», объясняющего, в частности, и некоторые принципы воздухоплавания. Впрочем, и этого оказалось мало, современная авиация опирается на многотомный теоретический базис.
 
Как найти баланс между планированием и спонтанностью? Ведь на самом деле ни один самый лучший план не реализуется в первоначальном виде (будь то открытие предприятия или выбор спутника жизни). Приходится учитывать и неизбежные ошибочные оценки, возникающие при его составлении, и новые обстоятельства. И как сделать правильный выбор, если одновременно появляется несколько, на первый взгляд, почти равноценных возможностей?
 
Наиболее действенным автор считает метод «планирования по принципу раскрытия», то есть необходимо четко сформулировать, какие гипотезы или предположения из первоначального или преобразованного набора обязаны подтвердиться, чтобы была достигнута поставленная стратегическая цель.
 
Менеджеры, желая получить инвестиции в кажущийся привлекательным проект, зачастую искажают данные, влияющие на принятие решения. То есть западные рациональные управленцы фактически действуют по принципу русского «авось». Автор предостерегает от такого поведения в личной стратегии (т. е. самообмана), от которого в данном случае выигрыш еще более сомнителен, чем в бизнесе.
 
Компания Disney открыла три успешных парка развлечений, а четвертый, во Франции, принес за первый год миллиард долларов убытка. Строили его по тем же принципам, что и другие, во всех расчетах содержалось предположение, что средний посетитель будет проводить в нем три дня. А французским клиентам почему-то хватало и одного. Что вполне логично, ведь в парке первоначально установили 15 аттракционов, как раз в три раза меньше, чем в других. Но аналитики Disney в расчетах этот важный параметр проигнорировали.
 
При принятии стратегического решения (будь то развитие фирмы или выбор карьерного шага) нужно:
— Составить список утверждений, которые должны быть выполнены, чтобы получить желаемый результат.
Ранжировать его по важности и неопределенности и по возможности проверить экспериментально (с минимальными затратами) самые значимые и наименее определенные предположения.
При оценке потенциальной работы особенно важен вопрос: какие утверждения будут зависеть от моих действий, а на что нет возможности повлиять?
 
Одно из важнейших решений в жизни — выбор профессии, занятия, карьеры. Если удается найти дело по душе, то каждое утро становится предвкушением праздника. Но редко кому хватает энергии, упорства и веры в свои силы, чтобы реализовать юношеские мечты, когда были открыты все дороги. Ведь никто не мечтает в школе стать неудачником.
 
Ловушка выбора подстерегает каждого. Отдают предпочтение не тому, что по-настоящему нравится и отвечает внутренним потребностям, а тому, что выгодно в данный момент и сулит хорошие финансовые поступления в обозримом будущем.
 
У предприятия переоценка зарплатного фактора проявляется еще более явно, ведь линейной зависимости между оплатой и производительностью труда нет. Если сотруднику платить в пять или десять раз больше — даже самый материально-ориентированный не станет работать лучше даже в два раза.
 
Как в бизнесе, так и в личной жизни деньги решают отнюдь не все, доказательством тому служат так и не «нашедшие себя» выпускники престижных вузов, «сгорающие» на престижной работе. Автор считает несостоятельной теорию поощрений, полагает, что действуют более сложные механизмы. Утверждение о том, что качество работы зависит только от оплаты, опровергается контрпримерами: самоотверженной работой сотрудников некоммерческих и благотворительных организаций, которые получают совсем немного, волонтеров, военных. Более достоверна, по мнению Клейна, двухфакторная теория, она предполагает учет гигиенических факторов и собственно мотивацию.
 
Гигиенические факторы:
— Статус
Заработная плата
Гарантия занятости
Условия труда
Внутренняя политика фирмы
Форма контроля за сотрудниками
 
Мотивирующие факторы:
Интерес
Признание заслуг
Ответственность
Перспектива карьерного роста
 
Получается, что внешние атрибуты материального и профессионального успеха не приводят автоматически к удовлетворению, предпочтение следует отдавать не количественным, а качественным показателям. Аналогично происходит и в семье: невозможно «откупиться» от близких, чтобы близость не ушла в прошлое, нужна постоянная мотивация. Конечно, все это возможно, если гигиенические факторы преодолевают минимально приемлемые конкретно для вас показатели.
 
Критерием, определяющим правильность движения к выбранной цели (желаемому результату, осуществлению мечты, счастливой жизни), является распределение ресурсов. Можно много говорить о том, чего хочется или что кажется важным. Но по-настоящему имеет значение то, на что тратится больше времени и сил. Если вы утверждаете, что мечтаете стать художником, а зарабатываете на жизнь успешной перепродажей подержанных авто, то, скорее всего, обманываете сами себя. Ссылки на невозможность другого заработка (приближающего к поставленной цели) — лукавство.
 
Больше кратких версий книг можно найти в библиотеке SmartReading:
 
Комментарии 0
Оставить комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Оставайтесь на связи в Facebook
Войти
Восстановление пароля

Укажите Ваш электронный адрес, мы вышлем на него инструкции для восстановления пароля!

Книга добавлена в избранное
Книга удалена из избранного
Книга добавлена в прочитанное
Книга удалена из прочитанного
Книга добавлена в Бесплатные